Фуке


Фуке
, Жан (Fouquet, Jean) Ок. 1420, Тур — ок. 1477/1481, Тур. Французский живописец эпохи Раннего Возрождения. Прославленный при жизни, был забыт в последующие эпохи и лишь в кон. XIX — нач. XX в. его имя постепенно вновь заняло достойное место в истории искусства. Происходил из семьи священника, учился в нач. 1440-х в Париже (возможно, у художников, близких мастеру Белфорда), выдвигалась гипотеза о его обучении в Нанте. Ок. 1445—1447 посетил Италию, где исполнил портрет папы Евгения IV (не сохранился), вызвавший восторженные отзывы, ибо "папа был изображен как живой". Работал в Туре при дворе Карла VII (до 1461), затем Людовика XI; ок. 1474 получил звание "художника короля", руководил в Туре большой мастерской, выполняя многочисленные заказы королевского двора. В трезвом, аналитическом художественном методе Фуке есть нечто родственное мировосприятию поэта Ф. Вийона, его современника. В Портрете Карла VII (ок. 1445—1447, Париж, Лувр), в короновании которого в Реймсе принимала непосредственное участие Жанна д’Арк, поражают глубина и точность в передаче характера модели. Живописец создал образ человека, пережившего немало горестей и разочарований; чувственные губы сложены в гримасу, горькие складки возле рта, отеки под глазами придают лицу короля выражение усталости, уныния. Вялая линия подбородка, спрятанные в рукава руки выдают нерешительность характера. Карл VII действительно не был наделен сильной волей, но зато умел находить деловых и талантливых сподвижников, с их помощью он одерживал победы, проводил важные реформы. Именно таким был королевский казначей Этьен Шевалье, изображенный Фуке на левой створке Меленского диптиха вместе со св. Стефаном, его небесным покровителем (ок. 1450, Берлин, Гос. музеи). На портрете казначей выглядит как человек практического ума, деловой хватки, твердой воли. На правой створке диптиха представлена Мадонна с Младенцем (ок. 1450, Антверпен, Королевский музей изящных искусств). Моделью для образа Мадонны послужила, согласно бытующей традиции, возлюбленная короля Агнеса Сорель. Важной фигурой в окружении Карла VII был и Гийом Жювеналь Дезюрсен, также запечатленный Фуке (кон. 1450-х, Париж, Лувр), королевский канцлер и хранитель печати. Сохранился подготовительный эскиз к его портрету, позволяющий проникнуть в творческую лабораторию художника: рисунок, по всей видимости, предельно близок к натуре и поражает правдивостью и человечностью; переданы приметы увядания, накопившаяся годами усталость, перед нами пожилой, утомленный бременем забот человек (ок. 1455, Берлин, Гос. музеи, Гравюрный кабинет). В живописном же портрете представлен государственный деятель, а не частное лицо. От документальной фиксации деталей мастер идет к созданию обобщенного образа. Если в рисунке была дана лишь голова, теперь — поколенное изображение; фигура канцлера облачена в пышный парадный костюм красного бархата, поза торжественна, исполнена величия и значительности, черты лица выражают не усталость и расслабленность, а уверенность, волю к действию. В 1931 французский исследователь П. Витри обнаружил в церкви Нуан-ле-Фонтен (близ Тура) большую алтарную композицию Пьета (сер. XV в., Нуан), которая была признана творением Фуке. Скульптурная проработка форм, четкий рисунок, строгая, уравновешенная композиция, характерные для портретов художника, наблюдаются и в Пьете. Другая важнейшая сторона деятельности мастера — украшение миниатюрами манускриптов. Особыми художественными достоинствами отмечен Часослов Этьена Шевалье (ок. 1450—1460, ныне разброшюрован, большая часть листов <40> в Шантийи, Музей Конде). Часослов — один из видов молитвенной книги, предназначенной для мирян. В часословы включались извлечения из Священного Писания, житий святых, молитвы и т. д. Светом и воздухом заполнено пространство в миниатюре Благовещение, действие которого происходит в готической капелле. Тонким лиризмом дышат сцены Поклонение волхвов, Коронование Девы Марии, Рождество Иоанна Крестителя и др. Художник умело передает глубину пространства, используя открытия итальянских мастеров, пейзажи родной Турени, которую называли "прекрасным садом Франции", тесноту средневековых улочек, красоту древних соборов. Персонажи святых легенд нередко одеты в современные костюмы. Сам заказчик, Э. Шевалье, изображен в посвятительной миниатюре вместе со св. Стефаном и ангелами, а также в Погребении Христа. Из мастерской Фуке вышли прекрасно иллюстрированные Большие французские хроники (кон. 1450-х, Париж, Нац. библиотека), Новеллы Боккаччо (ок. 1460, Мюнхен, Баварская нац. библиотека), Иудейские древности Иосифа Флавия (ок. 1470, Париж, Нац. библиотека). В этой рукописи в XIX в. была обнаружена надпись: "В <…> книге 12 историй <…> 9 из них украшены славным художником и миниатюристом доброго короля Людовика Жаном Фуке, уроженцем города Тура", — благодаря которой было восстановлено имя мастера. Фуке и его мастерская сыграли важную роль в развитии французского искусства, и многие художники эпохи испытали его влияние.
Лит.: Золотова Е. Ю. Жан Фуке. М., 1984; Reynaud N. Jean Fouquet: Catalogue. Paris, 1981.
В. Стародубова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Смотреть что такое "Фуке" в других словарях:

  • Фуке — (fouquet) Жан (ок. 1420, Тур – ок. 1477/81, там же), французский живописец эпохи Возрождения. Родился в семье священника. Учился в Париже (ок. 1440 45), а также, возможно, в Нанте. Изучал работы нидерландских мастеров, в 1445 47 гг. посетил… …   Художественная энциклопедия

  • Фуке — (фр. Fouquet) французская фамилия. Известные носители: Фуке, Жан (1420 1481) французский живописец. Фуке, Кристоф (р. 1974) французский бобслеист. Фуке, Николя (1615 1680) французский государственный деятель. Фуке, Фридрих де ла Мотт (1777… …   Википедия

  • Фуке — (Жеган Fouquet) французский живописец, род. в Туре около 1415г., образовался в Италии, где написал между прочим превосходный портретпапы Евгения IV, удостоившийся помещения в римской црк. C. Maрия сопраМинерва (в 1437 г.). Поселившись раньше 1460 …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Фуке Н. — Никола Фуке Николя Фуке (фр. Nicolas Fouquet, vicomte de Melun et de Vaux marquis de Belle Isle) известный французский государственный деятель (1615 1680), суперинтендант финансов Франции. Содержание 1 Биография …   Википедия

  • Фуке — I Фуке (Fouquet)         Жан (около 1420, Тур, до 8.11.1481, там же), французский живописец, один из основоположников искусства Раннего Возрождения (См. Возрождение) во Франции. Около 1440 45 жил в Париже, между 1445 и 1447 посетил Рим. В 1475… …   Большая советская энциклопедия

  • ФУКЕ — (Fouquet, Foucquet), Никола, виконт де Во, маркиз де Бель Иль (1615 23.III.1680) франц. гос. деятель. Сын парламентского чиновника, начал свою карьеру в качестве интенданта провинции. Выдвинулся в период Фронды, поддерживая Дж. Мазарини, к рый… …   Советская историческая энциклопедия

  • Фуке Н. — ФУКÉ (Fouquet, Foucquet) Никола, виконт де Во (de Vaux), маркиз де Бель Иль (de Belle Isle) (1615–80), ген. контролёр (министр финансов) Франции в 1653–61. В период Фронды поддерживал Дж. Мазарини. В 1664 обвинён в заговоре, хищении гос …   Биографический словарь

  • Фуке Ф. — ФУКÉ (Fouqué) Фридрих де ла Мотт (de la Motte) (1777–1843), барон, нем. писатель. Рыцарские романы; драм. трил. Герой севера (1808–10). Романтич. пов. Ундина (1814), известная в России в переложении В.А. Жуковского …   Биографический словарь

  • Фуке Никола — виконт де Во (de Vaux), маркиз де Бель Иль (de Belle Isle) (1615 1680), генеральный контролёр (министр финансов) Франции в 1653 1661. В период Фронды поддерживал Дж. Мазарини. В 1664 был обвинён в заговоре, хищении государственных средств. Умер в …   Энциклопедический словарь

  • Фуке Жан —         (Fouquet, Foucquet) (около 1420 между 1477 и 1481), французский живописец. Один из основоположников искусства Раннего Возрождения во Франции. около 1440 45 жил в Париже, между 1445 47 посетил Рим, где изучал технику эмали у А. Филарете и… …   Художественная энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Фуке» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.